XVII МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИХ ДЕБЮТОВ
Дух огня Spirit of fire Най ангки
Дата проведения мероприятия
1 марта - 6 марта 2019
Версия для слабовидящих
Группа Вконтакте
Instagram
Facebook
О дружбе и разногласиях кино и театра рассказала театровед из Москвы
06.03.2019, 18:18

Лекция о кино и театре прошла в Государственной библиотеке Югры в рамках просветительского проекта «Академия. Арзамас» на II кинофоруме «В_Месте» в заключительный день ХVII кинофестиваля «Дух огня» сегодня, 6 марта.

«Кино и театр: кто кому больше нужен» - вторая лекция театроведа из Москвы Кристины Матвиенко. Свой рассказ о противоборстве этих двух видов искусств Кристина начала с истории театра: «Театр старше, опытнее и древнее. И считалось, что он ближе к человеку. Он был единственным местом, куда люди могли прийти и провести вместе время. Есть же знаменитое выражение – «в партере собираются нации». И встреча, которая произошла между кино и театром, приходится на начало 20 века. Кино сразу мощно захватило аудиторию. До конца 19 века сохранялись различные массовые уличные гуляния, во время которых проходили театральные представления. Кино стало соперничать с ярмаркой, с русским карнавалом».

Лектор отметила, что кино сразу же восприняли как новый аттракцион, оно моментально отобрало у театра аудиторию и стало самым массовым видом искусства. Это напугало деятелей театра.

Рассказала Кристина и о вкладе русского театрального режиссёра Всеволода Мейерхольда в кинематограф: «Мейерхольд говорил, что кино – это не искусство, а замена путешествию, это газета, которую читаем, потому что не можем сами поехать в далекую страну. Впоследствии он свой тезис оспорил. Но историки искусств очень скоро увидели, что кино обладает своим собственным языком».

По словам лектора, Мейерхольд выявил одно из главных отличий театра и кино – в театре все видно без рамок, мы видим планы, можем смотреть во все углы сцены. А в кино неизбежно имеем дело с ограниченным пространством. Мейерхольд начал работать над тем, чтобы через мизансцену рассказать содержание сцены – так он набрал опыт, чтобы приблизиться к кинематографу. «Он понял, что кино – это искусство со своими собственными законами, отличающими от театра и требующими особого дара. Кино не связано с драматургией», - добавила Кристины Матвиенко.

Не только кино заимствовало что-то от театра, но и наоборот: в спектакли часто вставляли находки кинематографа. Тем самым, выяснилось, что театр может брать что-то от кино, но при этом не разрушиться, а получить новое качество.

Различия есть и в актерах, персонажах. «Чтобы мы поверили в существование персонажа в кино, нужна другая степень естественности, реальности. В 50-е годы началась мода на новую естественность: в кино появилась новая волна, в частности, связанная с итальянским кинематографом. Из-за этого в советский театр пришла новая драматургия», - подчеркнула лектор.

Если вы не смогли присутствовать на лекции лично, то посмотрите ее в официальной группе «Духа огня» во Вконтакте.