7 фильмов фестиваля «Дух огня»
06.03.2020, 14:19

В Ханты-Мансийске начался Международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня». Возглавляемый куратором Борисом Нелепо, он постепенно стал российским аналогом фестиваля в Роттердаме — радикальной площадкой для молодого экспериментального и неформатного кино с самыми неожиданными премьерами в конкурсе и невозможными нигде больше ретроспективами. Лучшие фильмы фестиваля можно будет увидеть и в кинотеатрах сети «Москино». Weekend рассказывает о главных московских показах


Двадцатый век
режиссер Мэттью Рэнкин

Фото: Voyelles Films

Канада готовится вступить в XX век, а молодой политик Маккензи Кинг — в свою первую избирательную гонку. Предвыборные испытания включают в себя конкурс по разрезанию ленточки, борьбу ногами и сбивание масла на скорость — и это еще не самое странное, что происходит в полнометражном дебюте Мэттью Рэнкина. Как ясно уже из названия, мы имеем дело с амбициозным автором. Некоторые из персонажей его фантасмагорической версии учебника новейшей канадской истории — реальные люди, включая и самого Маккензи Кинга, который трижды был премьер-министром страны, а в фильме Рэнкина лечится в клинике для онанистов от пристрастия к женским ботинкам. В России и за меньшие исторические вольности фильмы снимали с проката, а режиссеры получали проклятия и угрозы. А в Канаде «Двадцатый век» получил восемь номинаций на премию национальной киноакадемии — канадской версии «Оскара».

Кинотеатр «Звезда», 10 марта, 20.30


Долгая ночь
режиссер Элой Энсисо

Фото: Filmika Galaika

Где-то в Галисии, одном из бывших пиренейских королевств, молодой мужчина Анхо бродит по деревням и разговаривает с людьми. Этим события «Долгой ночи» почти исчерпываются: фильм устроен как череда монологов и диалогов. Собеседники почти безмолвного главного героя рассказывают многочисленные истории, в которых так или иначе говорят о травмах гражданской войны и режима Франко — то есть о тех вещах, про которые Испания, перейдя к демократии, предпочитает не вспоминать. Неспешный фильм Элоя Энсисо сделан минимальными средствами, съемки проходили в основном на природе и в нескольких простых интерьерах. Актеры (непрофессионалы и артисты любительских театров) торжественно декламируют свои реплики, как в театре Бертольта Брехта или фильмах Педру Кошты. До российской премьеры «Долгая ночь» побывала на фестивалях в Локарно и Торонто.

Кинотеатр «Звезда», 10 марта, 18.30


Чудеса в Монфермее
режиссер Жанна Балибар

Фото: Vito Films

Самая громкая премьера международного конкурса — режиссерский дебют актрисы Жанны Балибар, звезды фильмов Жака Риветта, Рауля Руиса, Оливье Ассаяса, Педру Кошты и Матьё Амальрика, ее бывшего мужа (за роль в его фильме «Барбара» в 2018-м Балибар получила премию «Сезар»). Действие «Чудес» происходит в том же неблагополучном пригороде Парижа, который показан в прошлогодних «Отверженных» Ларджа Ли (приз жюри в Канне и номинация на «Оскар»), где Балибар сыграла одну из ролей. Но если «Отверженные» — серьезная социальная драма, то «Чудеса в Монфермее» — эксцентричная комедия, не лишенная, впрочем, марксистской подоплеки (отец Жанны — известный философ-марксист Этьен Балибар). Герои фильма — члены команды нового мэра Монфермея (Эмманюэль Беар), которые отвечают за выполнение ее предвыборных обещаний, среди которых есть такие неординарные, как дневной сон для всех и сексуальная помощь на дому.

Кинотеатр «Космос», 11 марта, 20.30


Метаморфоза птиц
режиссер Катарина Вашконселуш

Фото: Primeira Idade

Фильмы-эссе мемуарного толка незаметно стали одним из главных жанров арт-кино, и португальская «Метаморфоза птиц» — образцовый представитель этой тенденции. Это меланхолическая повесть от первого лица, которую иногда сменяет роман в письмах. Превратившись в закадровый голос, режиссер Катарина Вашконселуш получает способность путешествовать во времени и рассказывает историю знакомства своих бабушки и дедушки, проникает в их мысли, читает давно сожженные письма. Людей в кадре нет — только разрозненные образы семейной истории и отражения детских воспоминаний. На конкурс «Духа огня» «Метаморфоза птиц» приехала прямиком с фестиваля в Берлине.

Кинотеатр «Салют», 12 марта, 20.45


Дьявольская вакханалия и другие запрещенные пленки Ивана Кардосо
режиссер Иван Кардосо

Фото: Topazio Filmes

Сборник 20 короткометражек бразильца Ивана Кардосо, панка и эстета, изобретателя собственного жанра «terrir» (terror + rir; ужасы и смех) включает в себя экранизацию «Истории глаза» Жоржа Батая, посвящение музыке Джона Кейджа, фрагменты старых хорроров, а также эксперименты Кардосо с техникой воспроизводства образов — от восьмимиллиметровой пленки до смартфона. На одном сеансе с «Дьявольской вакханалией…» покажут и короткометражку «Глазные капли Кормана свели меня с ума», премьера которой прошла в этом году в Роттердаме: Роджер Корман закапывает в глаза Кардосо волшебную эссенцию мирового кино.

Кинотеатр «Юность», 13 марта, 21.00


Траз-уж-Монтиш
режиссеры Антониу Рейш, Маргарида Кордейру

Фото: Centro Portugues de Cinema

Главная премьера ретроспективы португальских режиссеров Антониу Рейша и Маргариды Кордейру, двухчасовой фильм-сон о Траз-уж-Монтиш, уединенной горной области на северо-востоке Португалии, чьи жители не всегда знают, какое на дворе столетье. «Траз-уж-Монтиш» восхищал классика этнографического кино Жана Руша и документалиста Йориса Ивенса, который сравнивал его с «Землей» Александра Довженко. Но куда больше сходства в фильмах Рейша с поэтическим кино Сергея Параджанова, особенно с «Тенями забытых предков», действие которого, что важно, тоже происходит в горах. Слепок мифологического пространства, снятый Рейшем и Кордейру, оказался посмертным: спустя шесть лет вернувшись в Траз-уж-Монтиш, в фильме «Ана» (1982) режиссеры запечатлели, как время безжалостно отвоевывает у пространства свои права, разделяя мир на прошлое, настоящее и будущее.

Кинотеатр «Юность», 14 марта, 21.00


Пляска смерти, скелеты и другие фантазии
режиссеры Пьер Леон, Рита Азеведу Гомеш, Жан-Луи Шефер

Фото: Barberousse Films

Философский фильм-исследование, снятый двумя режиссерами-интеллектуалами Пьером Леоном и Ритой Азеведу Гомеш вместе с теоретиком кино и искусства, учеником Ролана Барта Жан-Луи Шефером. В неспешных беседах авторы изучают гипотезу Шефера о происхождении средневекового сюжета, из которого он выводит изобретение нового времени. Пьер Леон, француз, родившийся в Москве, преподаватель Московской школы нового кино, не так давно был членом международного жюри «Духа огня» и представлял в Ханты-Мансийске свой режиссерский дебют «Две серьезные дамы» (1988). В этом году в состав жюри вошла португалка Рита Азеведу Гомеш, участница фестивалей в Венеции, Локарно, Берлине, она же представит «Пляску смерти...» на показе в Москве.